Тел. в Москве:
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00

Статьи

« Назад

Февральские ошибки заказчиков в закупках. Новый обзор ФАС  07.04.2023 12:29

Федеральный закон № 44-ФЗ и подзаконные акты регулируют проведение закупок. Свежая практика показывает, что заказчики допускают нарушения. В статье разобрали ошибки при проведении конкурентных процедур за февраль 2023 года.

 

Ошибка 1. Запрашивать лицензию не в установленной законом форме 

В пункте 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ установлено, что извещение должно содержать требования к составу заявки. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ установлено, что лицензия — специальное разрешение, наличие которого подтверждается записью в реестре лицензий. В соответствии с пунктом 22 постановления Правительства от 29.12.2020 № 2343 сведения о лицензии предоставляются в форме выписки из реестра лицензий либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении. Если сведения отсутствуют в реестре лицензий или определить конкретного лицензиата невозможно, выдается справка.

Из практики

Заказчик в требованиях к содержанию и составу заявки установил требование о предоставлении копии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Комиссия ФАС признала указанные действия неправомерными — не установлена возможность предоставления выписки из реестра лицензий либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении в целях подтверждения наличия лицензии.

Документ: решение ФАС от 14.02.2023 № 28/06/105-56/2023

 

Ошибка 2. Объединять в один лот услуги по уборке помещений по разным адресам города

Неправомерно объединять в один лот услуги по уборке помещений по разным адресам города. При проведении закупок по уборке помещений рекомендуется ограничивать место оказания услуг пределами местонахождения заказчика или его структурных подразделений.

 

Из практики

Заказчик закупал услуги по комплексной уборке служебных помещений. При этом в рамках одного лота заказчик закупал услуги по уборке 150 служебных помещений, расположенных в разных частях города.

Комиссия контрольного органа, изучив описание объекта закупки, пришла к выводу, что такое объединение в один лот приводит к неоправданному увеличению объема оказываемых услуг, НМЦК, а также цены исполненного договора, представляемого участниками закупки для подтверждения опыта по постановлению № 2571. Контролеры не поддержали позицию заказчика, который обосновывал правомерность своих действий едиными принципами деятельности, удобством принятия результатов оказанных услуг, снижением нагрузки на контрактную службу учреждения, а также возможностью привлечения исполнителем по государственному контракту соисполнителей.

Документ: решение ФАС от 14.02.2023 № 28/06/105-298/2023

 

Ошибка 3. Одновременно устанавливать требования об отсутствии в РНП по нескольким основаниям

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки. Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571, если заказчик не установил требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки. Неправомерно устанавливать одновременно требование об отсутствии в РНП в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства № 2571.

 

Из практики

Комиссия ФАС установила, что наряду с требованием к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчик установил требование об отсутствии в РНП информации, включенной в реестр в связи с отказом поставщика от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций.

Контролеры, принимая во внимание взаимоисключаемость указанных требований об отсутствии в РНП, пришли к выводу, что одновременное установление заказчиком таких требований в извещении является нарушением части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Документ: решение ФАС от 24.01.2023 № 28/06/105-36/2023

 

Ошибка 4. Не прилагать инструкцию по заполнению заявок в составе извещения

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ установлено, что извещение должно содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.

 

Из практики

В соответствии с извещением объектом закупки является поставка кранов. В качестве характеристик поставляемого товара установлено: «Напряжение, В — 380 В ± 10%», «Частота тока, Гц — 50 Гц ± 5%».

При этом заказчик не приложил инструкцию по заполнению заявки. В связи с этим участники не смогли однозначно определить порядок указания в заявке характеристик, значения которых сопровождаются в том числе символами «±», «+». Контролеры на примере показали последствия, которые произошли из-за отсутствия такой инструкции.

Заявка участника закупки № 1 содержит описание товара: «Напряжение, В — 380 В», «Частота тока, Гц — 50 Гц», заявка участника № 2 содержит характеристики: «Напряжение, В — 380 В ± 10%», «Частота тока, Гц — 50 Гц ± 5%». При этом обе заявки на участие в закупке признаны соответствующими требованиям извещения.

Документ: решение ФАС от 16.02.2023 № 28/06/105-61ГОЗ/2023

 

Ошибка 5. Не устанавливать преимущества для участников УИС и организаций инвалидов, если получили информацию об отсутствии у них производства

Частью 2 статьи 28 Закона № 44-ФЗ установлен перечень товаров, работ, услуг, при проведении закупок которых заказчик обязан предоставлять преимущества для участников — организаций уголовно-исполнительной системы. Пунктом 1 распоряжения Правительства от 08.12.2021 № 3500-р установлены преимущества для УИС и организаций инвалидов.

 

Из практики

В позиции № 70 Перечня распоряжения Правительства от 08.12.2021 № 3500-р указан товар с кодом ОКПД2 10.92.10 «Корм готовый для непродуктивных животных». Согласно извещению, объектом закупки является поставка товара, имеющего код ОКПД2 10.92.10.

Заказчик в извещении не установил преимущества к участникам закупки в соответствии с распоряжением Правительства № 3500-р. Представитель заказчика сообщил контролерам, что преимущество в соответствии с распоряжением не установлено в связи с тем, что у заказчика есть информация, что у учреждений и предприятий УИС нет своего производства необходимого товара.

С таким подходом комиссия ФАС не согласилась, в связи с чем признала в действиях заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. По аналогии с этим правилом преимущества, ограничения и запреты, например, на допуск промышленных товаров, устанавливаются в извещении о проведении закупи в случае, если код ОКПД2 включен в перечень, предусмотренный нормативными актами Правительства.

Документ: решение ФАС от 06.02.2023 № 28/06/105-48/2023

 

По материалам журнала
Административная практика ФАС



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее

Тел. в Москве:
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00